Статьи >>> Апокрифы >>  

Большой сборник апокрифов.

Апокрифы.

Апокрифы (от др.-греч. — «скрытый, сокровенный»), — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен к раннехристианским текстам, не признанным «богодухновенными»: Евангелия, Послания, Деяния и Откровения, не вошедшие в Библию, считаются Церковью «посторонними», или «неканоническими», то есть собственно апокрифами.

Апокрифы подразделяются на ветхозаветные и новозаветные.

Общие определения

По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева (Спб., 1817), это — «сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается Св. Писание. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется». То есть, апокрифические книги в большинстве своём извращают принципы богооткровенного учения, и они не могут быть в целом признаны боговдохновенными (например, в виду слишком сильного элемента человеческого мудрствования). Поэтому эти книги беспощадно преследовались Отцами Церкви и не вошли в канон богооткровенных книг Ветхого и Нового Заветов (Библии).

Существуют апокрифы, которые незначительно расходятся с христианским вероучением и, в целом, подтверждают Священное Предание древней Церкви, например в иконографии и богослужении: так есть апокриф который называется «Протоевангелие Иакова» — он не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. И большинство Богородичных праздников — Рождество Девы Марии, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось на иконографии) подтверждаются Протоевангелием Иакова. Этот текст называется апокрифом не в том смысле, что в нем содержится нечто, противоречащее Св. Писанию.

Борьба с апокрифами до Рождества Христова

Апокрифические книги возникали ещё задолго до христианства. Вскоре после возвращения евреев из Вавилонского плена ветхозаветный священник Ездра предпринял попытку собрать (и отделить от подложных апокрифов) все — тогда ещё разрозненные и частично утраченные — священные книги. Со своими помощниками Ездре удалось найти, исправить/перевести на современный язык, дополнить и систематизировать 39 книг (в Танахе иудейской традиции они искусственно объединялись в 22 книги — по числу букв в еврейском алфавите). Те книги-апокрифы, которые противоречили избранным книгам, расходились с традициями ветхозаветного предания, заражённые языческими мифами и суевериями соседних народов, содержащие оккультные практики и магические заклинания, а также книги, не имеющие религиозной ценности (хозяйственно-бытового, развлекательного, детского, познавательного, любовного, и иного характера), строго отсеивались (иногда беспощадно уничтожались) и не вошли в состав Ветхого Завета, а позднее и в состав христианской Библии. Позже часть этих апокрифов всё-таки вошла в состав Талмуда[2], Мишны[источник не указан 131 день] и Гемары[источник не указан 131 день], используемых иудаизмом.

Проблема с неканоническими книгами

Основная статья: Второканонические книги

После смерти Ездры его последователи (ревнители благочестия) продолжили начатые поиски, и те книги, что найдены были соответствующими и те, что были написаны уже в последующие века (например, Маккавейские), были отобраны ими как богодухновенные. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры, не позволили вносить новшества в установленный канон Священных книг. И только в достаточно свободном и просвещённом городе Александрии, где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на греческий язык, 72 еврейских толкователя-переводчика, после глубокого изучения, усердных молитв и диспутов, добавили (в греческом тексте) к предыдущим 39 книгам ещё 11 книг. Именно этот вариант (Септуагинта) стал основным для христиан[3], говорящих в первые века христианства, преимущественно, на греческом языке.

Когда протестанты, пользуясь древними рукописными оригиналами, стали переводить Библию на современные национальные языки, то обнаружили отсутствие этих 11-ти книг во всех еврейских текстах и поспешили объявить эти книги апокрифами (хотя не запрещали их, а только объявляли их маловажными). Следует заметить, что даже некоторые каноничные книги (которые не подтверждают их взгляды) у протестантов вызывают сомнения.

Эти 11 неканонических (второканонических), то есть не вошедших в первоначальный канон Ездры книг, в Православии почитаются так же, как и все остальные книги Библии, они также используются во время общественного богослужения (читаются на паремиях), наравне с каноническими. В настоящее время благодаря успехам библейской археологии для некоторых книг стали известны и еврейские тексты, ранее считавшиеся утерянными.

Борьба с апокрифами после Рождества Христова

С возникновением христианства появилась ещё большая необходимость отделения официально признанных библейских книг от различных альтернативных апокрифических трактовок, сочинявшихся в разное время и разными людьми. Некоторые из них писались вполне благочестивыми, хотя наивными, людьми, желавшими по-своему разъяснить и дополнить Священное Писание (так, например, в «Хождении Богородицы по мукам» описывается нисхождение Божией Матери в ад и затем представительство ее перед престолом Сына). Другие апокрифы родились в различных распространившихся раннехристианских сектах, и еретических движениях и в гностицизме, использующеми христианскую тематику. Были и такие авторы, которые специально, якобы от лица почитаемых в христианстве апостолов, составляли и распространяли компрометирующие официальную Церковь «послания», по их мнению — скрывшую изначально истинное учение. Поэтому христиане во все времена стрались защищать с их точки зрения истинную «чистоту своей веры», и во все времена на соборах ими составлялись списки отреченных книг (апокрифов), которые запрещалось читать, и которые разыскивались, рвались, сжигались или с пергаментов счищались/смывались апокрифические тексты и писались другие палимпсест.

В современном христианстве только 27 книг входят в новозаветный канон и признаются богодухновенными книгами, которые по мнению церкви были написаны непосредственно апостолами (самовидцами Христа). Состав новозаветного канона закреплён в 85-м Апостольском правиле. Вместе с книгами Ветхого Завета они образуют христианскую Библию, в которой всего 77 книг. Именно все эти богодухновенные книги считаются единственными авторитетным источником в вопросах священной истории и догматики в основных христианских конфессиях.

Однако написание богодухновенных книг не прекратилось со смертью апостолов. Православная Церковь пополнилась и продолжает пополняться огромным количеством творений (писаний) Святых Отцов, богослужебными текстами и описаниями жизни святых, которые, после тщательного и всестороннего исследования на предмет соответствия Священному Писанию (Библии), также признаются богодухновенными и обязательными для всех христиан. Поэтому эти религиозные книги, непосредственно не входящие в состав Библии, не считаются апокрифами.

Сохранившиеся до нашего времени древние апокрифы имеют не только историческое значение, но в некоторый степени и диалектическое, так как в них отражены взгляды христиан первых веков.

В число апокрифов включают так называемые ветхозаветные апокрифы, апокрифические Евангелия, Деяния, Апокалипсисы и пр., а также альтернативные «официальным» жизнеописания святых.

Апокрифические евангелия

Апокрифических евангелий дошло до нас числом до 50. Авторы собирали те изустные предания, которые могли забыться, или описывали те события, о которых в канонических Евангелиях были только намеки. Иногда излагали евангельские рассказы в разговорной форме. Имен своих авторы этих текстов не подписывали, а часто для придания большего значения своим произведениям выставляли имя кого-либо из апостолов или их учеников. Содержание апокрифических евангелий разнообразно:

Евангелия детства

«Первоевангелие Иакова» (Иакова, брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до избиения младенцев; «Евангелие Псевдо-Матфея» или «Книга о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя» сообщает о юности Иисуса; «Протоевангелие Иакова» (брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до избиения младенцев. «Евангелие от Иакова» (продолжение «протоевангелия от Иакова»). Детство Иисуса от зачатия до 12 лет. Зачатие, рождение, бегство и жизнь в Египте в течение 3 лет, возвращение и жизнь в Назарете до 12 лет. Происхождение текста неизвестно; История Иосифа плотника (или Книга Иосифа плотника); «Евангелие детства», приписываемое апостолу Фоме (читалось гностиками во II веке); Арабское «Евангелие детства» (о пребывании Спасителя в Египте); «Тибетское Евангелие» («Тибетское сказание об Иисусе») — одно из «евангелий детства», согласно которому Иисус провёл свои ранние годы в Тибете и Индии. «Иисус в храме» — 3-дневный спор 12-летнего Иисуса с иудейскими фарисеями в Иерусалимском храме по поводу уже пришедшего Мессии. Происхождение и авторство текста неизвестно; прочие «Евангелие от Марии»; «Евангелие Никодима»; «Евангелие Апеллеса»; «Евангелие 12 апостолов» («Дидахе»); «Евангелие от евреев»; «Евангелие от Петра»; «Евангелие Иуды» «Евангелие от Филиппа» «Евангелие от Фомы»; «Евангелие от Варнавы»

Апокрифические Деяния Апостолов

«Деяния Петра и Павла»; «Деяния Варнавы»; «Деяния Филиппа в Элладе»; «Деяние Фомы» (древнего происхождения); «Деяния Иоанна»; «Успение Блаженной Девы Марии» «Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова» «Деяния и мученичество апостола Матафия» «Деяния Павла» «Деяния Павла и Феклы» «Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати» «Деяния Филиппа» «Мученичество святого апостола Павла» «Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея» «Учение Аддая апостола»

Апокрифические Послания Апостолов

«Послание Авгаря ко Христу»; «Послание Христа к Авгарю»; «Переписка ап. Павла с Сенекой» (6 писем; многие были убеждены в их подлинности, и только позднейшие исследования раскрыли подложность); «Послание к Лаодикийцам» послания Климента Епископа (5 шт.) «Послание апостола Варнавы» «Послание апостола Петра к апостолу Иакову» «Послание двенадцати Апостолов» «Третье послание апостола Павла к Коринфянам» «Послание Дионисия Ареопагита»

Апокрифические Апокалипсисы

Их также было множество, но целиком дошли только некоторые: «Апокалипсис Иоанна» (существенно отличный от канонического); другой «Апокалипсис Иоанна» (открыт в 1595 г.); «Апокалипсис Петра»; «Апокалипсис Павла»; «Откровение Варфоломея»

Прочие новозаветные апокрифы

«Пастырь Гермы» «Хождение апостола Павла по мукам»

Поздние и современные псевдоцерковные апокрифы

«Евангелие от Афрания» — роман Кирилла Еськова, написанный в жанре, совмещающем альтернативную историю и детектив.

------------------------------------------------------------------------------

АПОКРИФЫ.

Апокрифы Апокрифы (греч.)-сочинения, которые изъяты из церковного употребления, потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не заключается понятия подложности, точно также, как не заключается в нем и мало помалу развившееся догматическое представление, что сочинения эти не писаны по внушению Святого Духа, что они, следовательно, дело рук человеческих. Апокрифам противополагаются канонические книги, т. е. внесенный в список признанных церковью и употребляемых поэтому при богослужении книг. Но установление этого списка повело к сильным спорам в древней церкви, да итеперь еще представители разных христианских вероисповеданий расходятся в своих взглядах на этот вопрос. Апокрифы делятся на ветхозаветные иновозаветные.

К А. Ветхого Завета относятся: три книги Маккавеев (изкоторых Лютер перевел только первые две), книга Юдифи, книга Товита,книга Иисуса Сираха (с предисловием, которое также не перевел Лютер),книга Премудрости Соломона, книга Варуха. послание Иеремии (у Лютера 6-ая глава книги Варуха), так называемая третья книга Эздры (также Эздра1 не переведена Лютером) и некоторые позднейшие прибавления к книгам Даниила и Эсфири.

Все эти книги и прибавления не были приняты в канон палестинских евреев, так как они были написаны по большей части в товремя, когда собирание священных книг иудеев было уже закончено (вовторой половине II-го века до Р. X.). Часть А. была первоначально написана по-еврейски, напр. изречения Сираха и первая Книга Маккавеев,имеющая целью защищать интересы Асмонейской династии (Sarbeth Sarbane).Как названные четыре А., так и книга Товита, а по всей вероятности,также и книга Варуха и послание Теремии писаны первоначально по-еврейски, хотя они до нас дошли только в греческом переводе.

Вторую группу ветхозаветных апокрифов образуют написанные первоначально погречески: греческая обработка Эздры (Эздра III), так называемая третьякнига Маккавеев (история одного гонения против египетских евреев вовремя Птоломея Филопатора), дополнения к Эсеири и Даниилу, написанная вдухе александрийскоиудейской религиозной философии, книга Премудрости Соломоновой. Кроме того к ветхозаветным А. должны быть причислены такжеи некоторые другие, частью известные нам только по названию, книги, изкоторых важнее всех сохранившаяся и теперь книга Эноха и так называемаячетвертая книга Эздры.

Мы не встречаем их в греческой Библии, но оничастью были уже известны и новозаветным писателям; обе они принадлежатт. н. апокалиптической литературе и являются позднейшими подражаниямикниги Даниила. Христианские отцы церкви не задумываясь пользовалисьбольшею частью этих А., в особенности в первое время. В Новом Завете апокрифические книги в некоторых местах пользуются таким же авторитетом, как и канонические (напр. книга Эноха в послании Иуды), в особенности жемы видим это у Климента Александрийского, Оригена, Иринея, Тертуллиана,Киприана, которые прямо цитируют их, как священные книги. Уже во II в.эти сочинения не помещались в список ветхозаветных канонических книг,хотя еще в III стол. Греческая церковь рекомендовала эти книги, как душеполезное чтение.

Эти же взгляды проводили на Западе Руфин и Тероним(конец IV и начало V-го стол.), между тем как африканская церковь наодном соборе в Гиппо, в 393 г., высказалась за включение их в ветхозаветный канон; к этому решению мало помалу примкнул и Запад, хотяспорным этот вопрос оставался в продолжение всех средних веков и толькоТридентский Собор 8 апр, 1546 окончательно поставил заключенные влатинской Библии (т. н. Вульгате) апокрифы (за исключением 3 и 4-й книги Эздры) на одну ступень с прочими книгами Ветхого Завета. Лютер же, хотяи перевел А. за небольшими исключениями на немецкий язык и издал их, как приложение к Ветхому Завету, но смотрел на них, как на книги, которыенельзя ставить на одну ступень с Священным Писанием, но которые тем неменее полезны и хороши для чтения.

На этом мнении Протестантская церковьи остановилась, шотландский же пуританизм и еще недавно одна партия Англиканской церкви, т. н. нижнецерковная партия (Low-Churchmen) отвергла всякое пользование А.; английское Библейское обществ ораспространяет поэтому исключительно Библию без А. - Несравненно меньшее значение имеют так наз. новозаветные апокрифы, которые представляютсобой целую литературу подложных евангелий, апостольских деяний,апокалипсисов и посланий; некоторые из этих сочинений относятся еще коII-му столетию, но все они отличаются от канонических новозаветных книгпристрастием к преувеличению и чудесности.

Апокрифические евангелиябольшею частью заключают в себе сказания о детстве Иисуса, так напр.:"Первоевангелие Якова", "Евангелие Фомы", "Подложное Евангелие Матвея",известные прежде под названием "Никодимова Евангелия", "Деяния Пилата"(в половине IV-го столетия) рассказывают нам историю страданий Спасителя; кроме того мы имеем целый ряд апокрифических деяний апостолов, как напр. "Деяния Павла, Петра, Андрея, Матвея, Фомы,Филиппа, Иоанна и Варфоломея".

А. эти берут начало частью из апостольских, частью из Иудейско-христианских источников и под влиянием народа, который их читал и пересказывал, пуская при этом в ход свою фантазию, они часто переделывались и снабжались все новыми подробностями. По примеру Фабрициуса - Тило, Тишендорф, начали недавно собирать и издавать эти новозаветные А.; но большая часть их и до сихпор еще не напечатана. Со времени Григория Турского любимой книгой Латинской церкви были основанные на апокрифических апостольских деяниях,"Passiones apostolorum", которые несколько раз напечатаны под именемАбдия; ср. Руд. Гофман, "Das Leben Jesn nach den A. erzabit" (Лейпциг,1851); Штихарт, "Die kirchliche Legende uber die heiligen Apostel"(Лейпциг, 1861). Кроме этих фантастических и подложных сочинений естьеще и такие, которые только потому не вошли в канон, что были написаныне апостолами; из них особенно важны: Евангелие Иудеев (сходное с"Евангелием Матфея"), "Евангелие Египтян, Евангелие Петра".

Среднее положение между каноническими и апокрифическими книгами занимают так наз. Antilegomena-спорные, новозаветные, апостольские писания; к ним древние учители Греч. церкви относили второе посланияПетра, послание Иуды, второе и третье послание Иоанна и откровениеИоанна, древняя же Западная церковь-послание Иудеев. Но когда в IV веке последовало всестороннее критическое изучение книг Нового Завета, тогдаи эти сочинения были включены в канон. Только Лютер поместил эти 7Antilegomena древней церкви в приложения к своей немецкой Библии; наконец теперь новейшая критика подняла снова древний вопрос о происхождении этих сочинений и старается построить научную их классификацию по содержанию и времени их написания.

Все эти А. до новейшего времени составляют предмет чтения у всех народов и в каждой литературе произвели более или менее сильное движение, вызвавшее многосочинений дидактического и романтического характера. Не удивительно поэтому, что апокрифические сочинения заняли видное место и в славянских литературах, особенно в сербской, болгарской и русской, где они развились весьма сильно и появились очень рано. Весьма древними апокрифическими памятниками являются никоторые жития святых. Так напр.известна повесть о деяниях Иоанна Евангелиста, приписываемая ученику его, диакону Прохору; самый древний сербский список этого жития издан Срезневским в "Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестныхпамятниках" № LXVI. Русские списки относятся к XV в.

Кроме того к этому роду сказаний относятся и деяния св. Павла и муч. Феклы: Praxeiz Pauloucai Qecluz, известное у нас под названием жития великой мученицы Феклы и сохранившееся в отрывке XI в. (Срезневский, "Древние памятники русского письма и языка", 170-171). Оба эти сказания о Иоанне Евангелисте и о Фекле были переписываемы и глаголицей: отрывок первой из этих рукописей принадлежит Имп. Публичной Библиотеке, второй же сохраняется в Загребе.Оба отрывка изданы Срезневским в "Свед. изаметках" № LXXIV. Эпохой самого сильного процветания апокрифической литературы было время богомилов. Их литература широко распространилась по всей Европе, в России же носителями ее являются "Калики перехожие".

Таким образом на русской почве являются сперва чистые апокрифы, т. е. сочинения, вкоторых основной рассказ канонической книги пополнялся вымыслами бога той народной фантазии. К ним присоединились отреченные книги с другим содержанием, напр. богоотметные книги или гадательные, суеверные сочинения, ложные словеса, худые номоканунцы, ложные молитвы и т. п.,что в древней русской литературе составляет более ста сочинений. Все эти отреченные книги помещались в индексах, которые и в России были составляемы несколько раз.

К чистым А., известным на славянской почве, относятся следующиесочинения:"Адам", "Слово о исповедании Еввине и о болезни Адамовой","Слово о древе крестном", "Вопросы из скольких частей создан был Адам","Енох", "Ламех", "Мельхиседех", "Откровение Авраама", "Смерть Авраама","Заветы двенадцати патриархов", "исход Моисеев", "Соломон и Китоврас","Суды Соломона", "Сказание Афродитиана", "Хождение апостолов: Петра, Андрея, Матфея, Руфа и Александра", "Варфоломеевы вопросы о Богородице","Хождение Богородицы по мукам", "Хождение апостола Павла по мукам", "О иерействе Иисуса Христа", "Вопросы Иоанна Богослова Господу на гореФаворской", "Вопросы Иоанна Богослова Аврааму о праведных душах и на Елеонской горе", "Прение Господа с дьяволом", "Вопросы трех святителей","Луцидариус".

Все эти А. были не только известны, но даже любимы и переделываемы русским народом, фантазия которого находила здесь полный простор, а любопытство удовлетворялось ответами на самые замысловатые вопросы. Эти А. переделывались на народный русский лад: им придавался местный оттенок, вводились в них новые лица, переменялись имена и так сказать, всему придавалась особая окраска, хотя тем не менее суть дела оставалась та же самая. На сколько апокрифический элемент развился внароде, можно судить уже по тому самому, что не только А. создали целую литературу, но и вошли в русские былины. Иногда даже былина является просто переделкой апокрифа, так напр. былина о Василии Окульевиче,которая представляется перелицовкой апокрифической повести о Соломоне и Китоврасе.

Отреченные, богоотметные или еретические книги имеют своим содержанием различные суеверия, почему и называются также суеверными.Таким образом являлось взаимное влияние: суеверия, существовавшие в народе, давали материал книжникам для составления разного рода отреченных книг, которые в свою очередь делались популярными в народе и силою писанного или печатного слова поддерживали живучесть этих суеверий. Русское духовенство с весьма древних времен восставало противэтой литературы и боролось с ней до самого XVIII в., когда был издан Духовный Регламент. В особенности XVI и XVII в. отличаются усиленной деятельностью в списывании и редактировании отреченных писаний.

Содержание их разнообразно по различию суеверий, каковы: вера в приметы,в сны, в гадание, в заговоры и т. п. Более известны из этих книгследующие: "Громник", "Молнияник", "Колядник" "О днях добрых и злых", "Очасах добрых и злых", "О д. унных днях", "Астрология", "Зездочетец иЗодий", "Альманах", "Чаровник", "Волховник", "Мысленик", "Сносудец(Сонник)", "Путник", "Трепетник", "Зелейник", "Аристотелевы врата","Рафли". "Громник", по рукописи XV в., собран царем Ираклием и содержит в себепредсказания метеорологические, хозяйственные и политические, основанные на том, в каком знаке зодиака возгремит гром. "Молнияник" излагает предсказания, основанные на появлении молнии.

"Колядник" за основание своих предсказаний принимает то, в который день недельный приходится Рождество Христово. О днях и часах добрых и злых узнаем из книг ссоответствующим содержанию заглавием. В А. "О днях лунных" строятся гороскопы. "Астрология" не отличается от западноевропейской. "Альманах"- это календарь с предсказаниями и приметами. "Чаровник" - книга обоборотнях. "Волховник" - гадание по разным приметам. "Путник" - приметы о встречах добрых и злых. "Трепетник" содержит добрые и недобрые приметы по трепетаниям и другим явлениям в человеческом теле."Сносудец"-толкование сновидений. "Злейник" или "Травник" - описание чудесных растений, которыми можно лечиться при помощи заговоров."Аристотелевы Врата" теперь неизвестны, вероятно какая-нибудь волшебная книга. "Рафли" - гадательная книжка.

Другие, по названию индексов"Ложные слова, написанные еретиками на пакость невеждам попам идиаконам" заключают в себе между другими ложные номоканунцы и молитвы, из которых наибольшею популярностью пользовались молитвы об изгнании лихорадочных болезней, которые представлялись в виде двенадцати окаянных дев со следующими именами: Гнетея, Тресея, Желтея, Пухлея, Огнея, Ледея, Холмея, Скорчея, Знобея, Сухотея, Невея; таких молитв существует множество у всех славянских народов. А. послужили источником для народных духовных стихов в роде стиха о Голубиной или Глубинной книге имножество других.

 

Готовых ответов здесь не ищите, так как каждый из вас должен сам сделать выводы для себя. 
Мы только предлагаем вашему вниманию некоторую информацию для ознакомления и анализа, которая поможет вам сформировать свою личную точку зрения.

 

 

///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Русская Апокрифическая Студия 
[ крупнейшее собрание апокрифов на русском языке ] 
http://apokrif.fullweb.ru/

...............................................................................................................

 

01. Библиотека Наг-Хаммади.

 
Содержание кодексов.
 

Кодекс I

1. Молитва апостола Павла 
2. Апокриф Иакова 
3. Евангелие Истины 
4. Послание к Регину (трактат о воскресении) 
5. Трехчастный трактат 

Кодекс II

1. Апокриф Иоанна 
2. Евангелие от Фомы [комментарий А.Логинова] 
3. Евангелие от Филиппа 
4. Ипостась архонтов 
5. Трактат без названия (О происхождении мира) 
6. Толкование о душе 
7. Книга Фомы Атлета 

Кодекс III

1. Апокриф Иоанна [краткая версия] 
2. Евангелие от Египтян 
3. Евгност Блаженный 
4. Премудрость Иисуса Христа 
5. Диалог Спасителя 

Кодекс IV

1. Апокриф Иоанна 
2. Евагелие от Египтян 

Кодекс V

1. Евгност Блаженный 
2. Апокалипсис Павла 
3. (Первый) Апокалипсис Иакова 
- перевод А. Неверова 
- перевод А. Момы 
4. (Второй) Апокалипсис Иакова 
- перевод А. Неверова 
- перевод А. Момы 
5. Апокалипсис Адама 

Кодекс VI

1. Деяния Петра и двенадцати апостолов 
2. Гром - совершенный ум 
3. Подлинное учение 
4. Понятие Нашей Великой Силы 
5. Платон. "Государство" 588A - 589B 
6. Рассуждение о восьмерке и девятке 
7. Молитва Благодарения 
- перевод А. Неверова 
- перевод А. Момы 
8. Асклепий 21-29 

Кодекс VII

1. Парафраз Сима 
2. Второй трактат великого Сифа 
- перевод Егоренкова И.С. 
- перевод А. Момы 
3. Апокалипсис Петра 
4. Поучения Силуана 
5. Три стелы Сифа 

Кодекс VIII

1. Зостриан 
2. Послание Петра Филиппу 

Кодекс IX

1. Мелхиседек 
2. Мысль Нории 
- перевод А. Неверова 
- перевод И.С.Егоренкова 
3. Свидетельство Истины 

Кодекс X

1. Марсан 

Кодекс XI

1. Истолкование Знания 
2. Валентинианское объяснение 
3. Аллоген 
4. Гипсифрона 

Кодекс XII

1. Изречения Секста 
2. Евангелие Истины 

Кодекс XIII

1. Троевидная Протенойя 
2. О происхождении мира

02. Новозаветные апокрифы.

 


АГРАФА [Разные высказывания Господа Иисуса Христа, не вошедшие в канонические евангелия]


Апокрифические евангелия 

Евангелие от евионитов (сохранившиеся отрывки)
Евангелие от евреев (сохранившиеся отрывки) 
Евангелие Евы (сохранившаяся цитата) 
Евангелие от Египтян (сохранившиеся цитаты) 
Евангелие от Марии 
Евангелие от Никодима 
Евангелие от Петра (сохранившийся отрывок) 
Евангелие от Филиппа (сохранившаяся цитата) 
Папирус из Оксиринха (Неканонический отрывок из синоптиков) 
Папирус Эджертона (Неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна) 
Тайное евангелие от Марка (отрывок в Послании Климента Александрийского Феодору) 




Апокрифические евангелия детства 

Арабское евангелие детства Спасителя 
Евангелие детства от Фомы 
Протоевангелие Иакова (История Иакова о рождении Марии) 
Евангелие от псевдо-Матфея 




Апокрифические деяния 

Армянское сказание об апостоле Ворфоломее 
Деяния Андрея и Матафии 
Деяния (страсти) апостола Ворфоломея 
Деяния апостолов Петра и Андрея 
Деяния Иоанна (сохранившиеся отрывки) 
Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 
Деяния и мученичество апостола Матафии 
Деяния Павла 
Деяния Павла и Феклы 
Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати 
Деяния Филиппа 
Деяния Иуды Фомы апостола [~200Кб] 
Деяния Фомы: 
Песнь о Жемчужине
Песнь о Невесте
Деяние шестое (О юноше, убившем молодую женщину) 
Мученичество св. апостола Павла 
Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея 
Отрывок из "Церковной истории" Евсевия Кесарийского о деяниях Фаддея 
Страсти апостолов Петра и Павла (малые) 
Страсти апостолов Петра и Павла (большие) 
Учение Симона Кифы в Риме городе 
О кончине святого Иоханнана, апостола и евангелиста 
Фрагмент "Деяния Архелая" 




Апокрифические послания


Первое послание Климента Епископа римского к девственникам 
Второе послание Климента Епископа римского к девственникам 
Первое послание Климента Епископа римского к Коринфянам 
Второе послание Климента Епископа римского к Коринфянам 
Послание апостола Варнавы 
Послание апостола Петра к апостолу Иакову 
Послание двенадцати Апостолов 
Послание к Лаодикийцам 
Послание Климента Епископа римского к апостолу Иакову 
Третье послание апостола Павла к Коринфянам 

Послание Дионисия Ареопагита к Дорофею 
Послание Дионисия Ареопагита к Иоанну Богослову 
Послание Дионисия Ареопагита к Поликарпу 
Послание Дионисия Ареопагита к Сосипатру 
Послание Дионисия Ареопагита к Тимофею 
Послание Дионисия Ареопагита к Титу 
Послания Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту 




Апокрифические апокалипсисы

Апокалипсис от Петра (Отрывок) 
Апокалипсис Петра (эфиопская версия) 
Откровение Павла (не Наг-Хаммади) 
Откровение Иоанна Богослова (апокрифическое) 
Откровение пресвятой Богородицы (Хождение Богородицы по мукам) 




Другие раннехристианские писания 

Апостольские постановления [380 Кб] 
Дидахе (Учение двенадцати апостолов) 
Пастырь Гермы [~140 Кб] 
Церковные правила святых апостолов 




Прочие апокрифы

- В пятницу цветной недели слово святых апостолов от Адама в аду к Лазарю 
- В субботу цветную слово святого Иоанна Златоуста о воскресении друга христова Лазаря 
- Галеново на Гиппократа 
- Гомилия об архангеле Михаиле 
- Григория Магистра ответ на послание сирийского католикоса 
- Евангелие от Матфея искреннего 
- Из "Беседы трех святителей" 
- Книга Иосифа Плотника 
- О священстве Иисуса Христа 
- О сошествии Иоанна Предтечи во ад 
- Обращение Пилата 
- Переписка апостола Павла с Сенекой 
- Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии 
- Письмо Лентула сенату и Римскому народу 
- Послание Пилата к Тиверию Кесарю 
- Прение Господне с диаволом. (В великий пяток, о посте и о прении Господни со диаволом) 
- Ответ Тиверия Кесаря Пилату Понтийскому и в ответ воеводе Рахааву и с ним воинам числом две тысячи 
- Сказание о двенадцати пятницах 
- Слово о крестном древе 
- Слово о сошествии Иоанна Крестителя во Ад 
- Слово о том, как осудила Марфа Пилата перед Кесарем царем 
- Смерть Пилата 
- Сказание Афродитиана о чуде, бывшем в персидской земле 
- Тайная книга богомилов 






О христианских святых

- Житие Андрея Юродивого [312 Кб] 
- Житие и подвиги преподобного отца нашего Агапия Чудотворца 
- Житие святого мученика Никиты 
- Житие святого Федора Тирона 
- Изречения Египетских отцов [200 Кб] 
- Краткое житие Климента Охридского 
- Сказание о Макарии Римском 




Документы и памятники по истории христианства

- Канон Мypатоpи 
- Папирусы и эпиграфии о переписке Христа с царем Авгаром 
- Эдесская хроника 

03. Ветхозаветные апокрифы.

 

Апокрифические апокалипсисы 


- Откровение Варуха (Откровение Баруха) 
- Откровение Варуха, сына Нерии 
- Откровение Седраха 
- Апокалипсис Ездры 
- Книга тайн Еноха 
- Апокалипсис Илии 
- Апокалипсис Моисея 


Прочие ветхозаветные апокрифы


- Агада о Соломоне 
- Апокриф пророка Иеремии 
- Вознесение Еноха 
- Вознесение Моисея 
- Вознесение Исайи (Видение Исайи) 
- Житие Адама и Евы [Латинская версия] 
- Житие Адама и Евы [Славянская версия] 
- Житие пророка Моисея 
- Завещание Авраама 
- Завещания двенадцати патриархов, сыновей Иакова [~190 Кб] 
- Завещание Моисея 
- Книга Ахиахара Премудрого 
- Книга Юбилеев [240 Кб] 
- Мученичество Исайи 
- Письмо Аристея к Филократу 
- Об Адаме и Еве 
- О потопе 
- Повесть об Иосифе и Асенефе 
- Повесть об Иосифе и Асенефе (отрывок из сирийской версии) 
- Псалмы Соломона 
- Сказание о Мелхиседеке 
- Сказание о сотворении Богом Адама 
- Сказания о царе Давиде 
- Слово блаженного Зоровавеля 
- Суды Соломона 


Прочие ветхозаветные тексты

- Лахишские письма 
- Пророчество Бильама сына Беора

04. Герметизм.

 
  ПЭМАНДР - пастырь человеческий 

Герметический свод 

1. Пэмандр 
2. Вселенская речь 
3. Священная речь Гермеса Триждывеличайшего 
4. Кубок, или единство 
5. О том, что Бог невидим и в то же время в наивысшей степени явен 
6. О том, что Благо существует только в Боге одном, и нигде более 
7. О том, что наибольшее зло для людей есть незнание Бога 
8. О том, что ни одно из существ не погибает и заблуждение есть то, что люди называют перемены разрушением и смертью 
9. О мышлении и об ощущении 
10. Ключ 
11. Ум к Гермесу 
12. О всеобщем Уме 
13. Тайная проповедь на горе 
14. Здоровье души 
15. 
16. Определения 
17. Без названия 
18. О волнениях тела, сковывающих душу 

Герметические трактаты 

Асклепий 
Завещание (или слова тайн) Гермеса Трисмегиста [Изумрудная таблица] 


Отрывки из герметических трактатов 

Гермес к Тату 
Гермес к Аммону 
Из речей Гермеса 
Фрагмент из "Афродиты" 
Из книги "Дева, или зеница мира" 
Исида Прорицательница своему сыну Гору 
Фрагменты разные

05. Гностицизм.

 

Гностическая литература.

  Аскевианский кодекс 

Пистис Софии 

- Немного о ПИСТИС СОФИИ 

- Первая Книга ПИСТИС СОФИИ [200 Кб] 
- Вторая Книга ПИСТИС СОФИИ [170 Кб] 
- Третья Книга ПИСТИС СОФИИ [122 Кб] 
- Четвертая Книга ПИСТИС СОФИИ [43 Кб] 

- Примечания к ПИСТИС СОФИИ 


Отрывки из Пистис Софии (пер. Трофимовой) 

- главы 1-38 
- главы 60-63 
- глава 100 
- главы 111-113 
- выдержки из глав 131-133 
- Оды Соломона (5 од) 
- Оды Соломона (полный текст) 


Кодекс Брюса (Codex Brucianus) - Бруцианский Кодекс 

1. Две книги Йеу или Книга великого таинственного Логоса 
- Первая Книга Иеу [1.75 Мб с рисунками] - Комментарии к Первой Книге Иеу 
- Вторая Книга Иеу - Комментарии ко Второй Книге Иеу 
2. Трактат без названия (о небесном мире) 
3. Фрагмент о путешествии души 
4. Вторая гностическая молитва без названия 


Берлинский Кодекс 8502 (Papyrus Berolinensis 8502) 

1. Евангелие от Марии 
2. Апокриф Иоанна 
3. Премудрость Иисуса Христа 
4. Деяние Петра 


Кодекс Чакос 

1. Евангелие Иуды (Искариота) | Комментарий переводчика 


Другие тексты 

- Беседа Иисуса с учениками 
- Молитва Иосифа

Мандейская литература.

 

- О мандеях 

- Начало истории мандеев 

- Отрывок из Гинзы 

- Фрагменты священных писаний мандеев [Посланник света. Избавление Адама. Крещение Адама. Избавление души. Счастье и Мир. Душа в своей оболочке во всех цветах. Объятый сном. Песня возвышения. Наставления Адаму от Утры]

Манихейская литература.
 

- О манихеях 

- Изображение Мани 

- Гимны и письмена, приписанные Мани 

- Два манихейских текста из Турфанского оазиса 

- Из притчи об обманчивости чувств 

- Книга исполинов (Манихнйская версия) 

- Манихейский гимн на парфянском языке 

- Манихейские притчи 

- Манихейский псалом 

- Несколько цитат Мани, сохраненных Бируни Абу Рейханом 

- Отдельные псалмы 

- Притча о хозяине и работнике 

- Псалмы Фомы 

- Среднеперсидский манихейский гимн обращенный к Иисусу 

- Тэсинская стела c манихейскою надписью 

- Фрагмент из Псалма Бемы 

- Фрагмент о вознесении Мани 

- Фрагмент о древе света 

- Фрагмент о земле света

06. Свитки Иудейской пустыни.

 
 
  1. Апокрифический псалом и молитва короля Ионафана (4Q 448)

  2. Апокриф книги Бытия (1QGenAp)

  3. Астрономическая книга Еноха (4 Q En astr)

  4. Благодарственные гимны (1QH)

  5. Благословения патриархов (4Q РВ)

  6. Война сынов света против сынов тьмы (1QM + 4QM a)

  7. Восхваления (4Q 427- 433a)

  8. Галахическое письмо а, с (4Q 394, 396 (4QMMT а, с) 4QHalakhic Letter а, с)

  9. Дамасский документ (CD)

  10. Два пути (4Q 473)

  11. Два небольших свитка списка [Список лжепророков (4Q 339 и Список Храмовых служителей 4Q 340)]

  12. Дети Спасения и тайна бытия (фрагменты 1 и 410) (4Q 416, 418)

  13. Документы периода восстания Бар-Кохбы

  14. Календарный документ (4Q Сalendrical Document (4Q 327))

  15. Книга исполинов (1Q 23, 2Q 26, 4Q 203, 4Q 530-532, 6Q 8)

  16. Книга Тайн (1Q 27, 4Q 299-301)

  17. Комментарий на книгу Михея (1Q pMi = 1Q 14)

  18. Комментарии на Книгу пророка Авакума (1Q pHab)

  19. Коментарий на Книгу пророка Наума (4Q pNahum)

  20. Комментарии на Книгу пророка Осаии (4Q pHos b)

  21. Комментарий на псалом 37 (4Q pPs (4Q 171))

  22. Курманский фрагмент молитвы вавилонского царя Набонида (4Q Or Nab)

  23. Левит а (11Q1 (11QpaleoLev a) 11QLeviticus a)

  24. Медный свиток (3Q 15)

  25. Мессианский лидер (4Q 285)

  26. Мессианский сборник или Антология мессианских пророчеств (4Q Test)

  27. Мидраш Мельхиседека (11Q Melchisedek)

  28. Молитва Еноха (4Q 369)

  29. Первая книга Еноха [семь экземпляров]

  30. Переработанный фрагмент Пятикнижия (4Q158 (4QRPa) 4QReworked Pentateucha)

  31. Песни субботнего жертвоприношения 4Q403 (4QShirShabbd)

  32. "Псевдо-"Книга юбилеев" (4Q Pseudo-Jubilees)

  33. Притча Обильного Дерева (4Q 302a)

  34. Проделки распутной женщины (4Q 184)

  35. Ритуальные законы чистоты (4Q Tohorot a=4Q 274))

  36. Слова архангела Михаила (4Q mich=4Q 529, 6Q unidar=6 Q23)

  37. Слова Моисея (1Q DM)

  38. Слова светильные (4Q DimHam)

  39. Собрание пословиц (4Q Wisd=4Q 424)

  40. Таргум Иова (4QtgJob=4Q 157, 11QtgJob=11Q 10)

  41. Устав общины (1QS)

  42.     Первое дополнение к Уставу - "Две колонки" (1Q Sa)

  43.     Второе дополнение к Уставу - "Благословение отцов и князя" (1Q Sb)

  44. "Храмовый свиток" (11Q Temple Scroll)

  45. Физиогномические гороскопы (4Q Physiogn= 4Q 561)

  46. Филактерии Тефиллин (Mur4 Phylactery)

  47. Флорилегиум (4Q Florilegium)

  48. Фрагменты а и b «Книги Юбилеев» (1Q Jub a.b.)

  49. Фрагменты Благодарственных гимнов

  50. Фрагменты Дамасского документа (6Q СD (6Q 15) и 4Q Da)

  51. Фрагменты кумранских текстов о Мессии [Гороскоп Мессии (4Q Mess ar); «Сын Божий» или «Арамейский апокалипсис» (4Q psDan d); «Мессия неба и земли» или «Мессианский апокалипсис» (4Q 521);]

  52. Шифрованные астрологические документы (4Q Crypt)

  53. Языки пламени (1Q 29, 4Q 376)

07. Исследования.

 
  Раннее христианство 

О датировке "Евангелия от Фомы". Гностицизм и проповедь Иисуса.. А. Логинов. 

Свет крещения: Раннехристианские свидетельства. А. Логинов. 

Вечный свет Воскресения. Раннехристианские свидетельства о плащанице. А. Логинов. 

Эон "Барбело" в "Зостриане" и связанных с ним трактатах. Джон Зибер. 

Ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха; Книга Юбилеев, или Малое Бытие; Заветы двенадцати патриархов; Псалмы Соломона. П.В. Берснев 

Гностицизм как религия и философия. А.В. Дьяков 

Три века гностицизма. В. Харламов 

Мария Магдалина - автор Четвёртого Евангелия?. Рамон К. Хусино 

Деяния Симона Волхва. Брат Нил 

Перевоплощения - путь души к Богу. Учение о спасении Климента Александрийского. А. Логинов 

В поисках "исторического Валентина". А.Д. Пантелеев 

Фрагменты Гераклиона гностика из трактата Оригена "Толкование на Евангелие от Иоанна". Пантелеев А.Д., Петров А.В., Цыб А.В. 

Историчность Тайного евангелия от Марка. Виктор Калашников 

Заметки о гностических книгах Иеу. А. Мома 

Как жили византийцы (Отрывок о дуалистических ересях). Г. Г. Литаврин 

Немного о Пистис Софии. А. Мома 

Из гностических текстов II века. Заметки о "Тексте без названия" из Кодекса Брюса. А. Мома 

"Три стелы Сифа" и гностики Плотина. Джеймс М. Робинсон [перевод А.Мома] 

Буддизм и Гнозис. Е. Коузе [перевод А.Мома] 

Гностицизм и новозаветные тексты. А.Мома 

Воскресение плоти согласно валентинианам и Иринею Лионскому. Изабель де Андия 

Письмо Аристея как историческое свидетельство. Игорь Вегеря 

Кумран и Иисус, или прорыв к Абсолюту. В.Е. Крылов 

Идея Плеромы в Гностицизме. Виолет МакДермот 

ГНОСИС В ЗЕРКАЛЕ ЕГО КРИТИКОВ: Античный гностицизм в контексте платонической философии поздней античности . Е.В. Афонасин 

Послание Евгноста и валентинианство. Элистер Х.Б. Логан 

Демиург в апокрифе Иоанна. Жилль Киспель 

Апокалипсис Адама: Очевидность его гностико-христианского происхождения. Г.М. Шеллурд. 

О Евангелии Иуды. Клаус Шиллинг. 

Контуры евангелия Маркиона. Чарльз Б. Уайт. 

Евангелие Маркиона и Евангелие Луки в сравнении. Чарльз Б. Уайт. 

Маркионитское происхождение четвертого евангелия.. Жозеф Турмель 

* * *

А. Логинов. Ошибка дона Хуана / Тайны вечной жизни: от Египетской книги мёртвых до учения Кастанеды 

- Пояснение 
- Глава 1. Жизнь и смерть новых видящих 
- Глава 2. Архаичные верования 
- Полное оглавление 

* * *

Древняя Русь 

К вопросу о влиянии еретических воззрений на христианство Древней Руси . Буданов М.А. 

* * *

XX век 

О.Воробьёв - Апология дуализма (по статье Н.В.Устрялова "Две веры", 1929)

Джослин Годвин - Карлхайнц Штокхаузен и гностицизм (пер. с англ. - А. Мома) 

* * *

XX век - Манифесты 

Carroll R. Bierbower - Обращение к христианам (против Иеговы) (перевод Д. Алексеева) 

Церковь Римская и Церковь Божья (перевод Д. Алексеева) 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Поделиться этой информацией с друзьями»

Данные кнопки помогают Вам быстро делиться интересными страницами в своих социальных сетяхи блогах. А также печатать, отправлять письмом и добавлять в закладки.

 
# ВКонтакте # Одноклассники # Facebook # Twitter # Google+ # Мой Мир@Mail.Ru # Отправить на email # Blogger # LiveJournal # МойКруг # В Кругу Друзей # Добавить в закладки # Google закладки # Яндекс.Закладки # Печатать #

 

 

 

На главную
Статьи
 
 
Рейтинг@Mail.ru  
 
Яндекс.Метрика  
 
 
   
Copyright © Твой Храм. Все материалы расположенные на этом сайте предназначены для ознакомления.