Славянские и православные праздники и обряды.  
 
 

Славянские и православные праздники и обряды.

Автор: Евгений Банников.

Славянская народная культура оставила огромное наследство, большая часть которого до конца так и не была изучена, а значит, постепенно происходит ее утрата. И чтобы до конца не потерять то, что оставили нам наши предки, нужно почаще обращаться к народным обычаям и традициям, изучать их. И в этом могут помочь книги, в которых авторы пытаются — именно пытаются — объединить все богатство народное и донести его до читателя. Ведь, не зная прошлого, не имеешь будущего!

Благодаря этой книге вы:
•  познакомитесь с историей возникновения и бытования славянских обрядов;
•  узнаете, когда следует принести в жертву Ладе, покровительнице брака и изобилия, белого петуха;
•  научитесь готовить праздничные блюда и петь традиционные песни;
•  заглянете в свое будущее с помощью самых разных гаданий;
•  научитесь переносить домового из старого дома в новый;
•  узнаете, как прыгать через «купальский» костер, чтобы огонь вашей любовной страсти полыхал до небес.

Мало кого могут оставить равнодушными такие вопросы, как «кто мы?», «откуда мы?». И хотя историю преподают и в школе, и в институте, сколько-нибудь полного ответа на этот вопрос мы так и не получили. А все потому, что история, как правило, преподносится в виде линейной последовательности определенного набора фактов и событий. В результате о культуре какой бы то ни было эпохи мы представляем лишь по вершинным проявлениям, минуя народ. Тот самый народ, который и дал нам тех талантливых полководцев, строителей, мыслителей, писателей, художников и т.д. История чаще всего просто умалчивала о том, что представлял собой быт этих самых людей. Что заботило, радовало и тревожило крестьянина или ремесленника. Как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Однако только знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей; поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.
К счастью, в последнее время все больше исследователей начинает обращать внимание на наследие, оставленное нам предками. Именно оно и является тем прочным фундаментом, на основе которого формируется нация в целом.
Информация находящаяся далее — это своеобразный годовой календарь, где представлены обряды и празднования. Как мы надеемся, он способен вызвать интерес к бытовой истории, породить ощущение сопричастности к огромному пласту традиционной культуры русского народа.

Содержание.

 

Часть I  
Мифологические представления славян в контексте народного календаря.
       
  1. Древний славянский пантеон.
  2. Тотемы.
  3. Домашние божества.
  4. Божества - чудовища.
  5. Погребальные обряды.
  6. Боги земледельческой эпохи.
  7. Боги - воины.
  8. Народный календарь.
 
Часть II  
Славянские языческие и православные праздники.
 
  Глава 1. Зима. Святочные праздники.
  1.1 Коляда.
  1.2 Новый год.
    1.2.1 Народные приметы.
    1.2.2 Новогодний стол.
    1.2.3 Игры и забавы.
    1.2.4 Девичьи гадания.
  1.3 Сочельник.
    1.3.1 Праздничные блюда.
    1.3.2 Приметы и гадания.
  1.4 Рождество Христово.
  1.5 Зимние Святки.
  1.6 Крещение Господне.
    1.6.1 Праздничные блюда.
 
  Глава 2. Весна.
  2.1 Масленица.
    2.1.1 Масленичное застолье.
    2.1.2 Масленая неделя.
  2.2 Пасха
    2.2.1 Главные обрядовые блюда.
    2.2.2 Пасхальный стол.
    2.2.3 Пасхальные торжества.
       
  Глава 3. Лето. Зеленые святки.
  3.1 Троица.
    3.1.1 Праздничный стол.
    3.1.2 Обряды, гулянья, заговоры.
  3.2 Русальная неделя.
  3.3 Аграфена Купальница.
  3.4 Иван Купала.
  3.5 Петров день.
    3.5.1 Праздничный стол в Петров день.
  3.6 Спас.
  3.7 Медовый Спас.
  3.8 Яблочный Спас.
       
  Глава 4. Осень.
  4.1 Покров.
    4.1.1 Праздничный стол Покрова.
       
  Календарь празднования Пасхи и переходящих православных праздников на 2009 - 2020 годы.
       
       

© Банников Е., 2008
© ЗАО «ЛГ Информэйши Груп», 2008
© ЗАО «Издательский дом «Гелеос», 2008


 

 

Славянский календарь.

Опираясь на Русские Веды. А.Асов.

25 Декабря. Коляда. Зимнее солнцестояние. Согласно астрономическим данным, наступает 21(22) декабря. ( Клубок четырнадцатый. ) По римскому календарю, известному и в Древней Руси, от Коляды - Календ брал начало Новый год. Далее - святки.

Замещен Рождеством Христовым.  Содержание: свадьба Дажьбога и Марены. Святочные игры. Крещенские морозы.

31 декабря и далее - "неделя праотцов".

6 января.  День Кащея и Велеса. Радогощ (?). ( Клубок пятнадцатый. )

Замещен крещенским сочельником. Воспоминание о том, как Кащей украл Марену.

Далее - пост. Воспоминания о том, как Дажьбог шел в кащеево царство и о Великом Переселении народов ( клубок шестнадцатый ).

24 февраля. День Велеса. Замещен днем "Власия - сшиби рог с зимы".

29 февраля. День Кащея.  ( клубок двенадцатый, пятнадцатый и шестнадцатый. )

Замещен днем святого Касьяна.

1 марта - день Марены. ( Клубок четырнадцатый, пятнадцатый, шестнадцатый. )

Замещен днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой "одноглазой", равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилась присловье, вспоминаемое в этот  день: "Вздел Ярило  зиму ( т.е  Марену! ) на вилы".

14 Марта. Новый год. Овсень малый (?). Первая встреча весны. Ранее, до реформы 1918 года, справлялся 1 марта. ( Клубок пер­вый ). Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празд­нований Нового года, но в Велесовой книге есть следы и празднова­ния римского Нового года - "Календ" в январе ( "и первый святой - Коляда", см. ниже ). Впрочем, в перечислении месяцев в дощечке II, 11б первым назван белояр - либо март, либо - скорее, ап­рель ( иначе - произойдет недопустимое смешение месяцев, например: купала - июль-июнь придется на май, и т.п. ).

7 апреля. День Масленицы-Марены. Красная гора (?). Весеннее равноденствие. ( Клубок шестнадцатый. ) Согласно астрономическим данным весеннее равноденствие: день равен ночи, наступает 20(21) марта, но срок был смещен из-за несовершенства календарных систем.

Этот праздник сдвинут Пасхой и замещен праздником Благовещания. Содержание: сожжение Масленицы-Марены, золотые яйца ( пасхальные ), отпускают птиц на волю. Разливы рек напоминают о Великом Потопе ( об этом дне вспоминают и в день Марьи-зажги снега - 2 ап­реля ). После - пост.

6 мая. День Дажьбога, или - Овсень большой(?). Встреча весны. ( Клубок семнадцатый. ) Дата может быть перенесена на воскресенье, либо - пятницу ( для почитающих Макошь ).

Этот праздник наложился на "Юрьев день". Содержание: свадьба Дажьбога и Живы. Радость по поводу прихода весны, возрождения мира после Потопа. Почитание Дажьбога - прародителя русских людей, встреча Живы, почитание Лады, сочетающей браком Дажьбога и Живу. Вспоминают победу Дажьбога над Велесом.

Дажьбог на порог Весну приволок. Пришел Дажьбог - Весне не уйти. Дажьбог весну начинает - Перун лето кончает.

22 мая. Ярилин день, семик. ( Двенадцатый клубок ).  Замещен праздником Николы весеннего, или Миколы вешнего, травного,  тепло­го. Воспоминание о встрече Ярилы и Кащея.

Пришел бы Ярило, а тепло будет. До Ярилы крепись, хоть разопнись, с Ярилы живи не тужи. Средний посев ярового - с Ярилы.

1-7 июля - русальная неделя.

7 июля. Купала. Летнее солнцестояние. Согласно астрономическим данным летнее солнцестояние наступает 20(21) июня. ( Клубок четвертый, пятый, шестой и десятый. )

Этот праздник замещен праздником Иоанна Крестителя. Содержание: празднование победы Перуна над Скипером. Купание - воспоминание о купании Живы, Марены и Лели. Также вспоминают в этот день ( и всю "русальную" неделю до Купалы ) купание Перуна в Днепре, встречу Перуна и Роси - рождение Дажьбога. Предполагают, что Купала ( древнее - Кополло-Аполлон ) - это одно из имен Дажьбога.

В этот же день отмечают и свадьбу Хорса и Зари-Зареницы.

27 июля. Отбор жертв Перуну. Далее - русалии.

2 августа. Перунов день. ( Клубок седьмой, десятый, тринадцатый. ) Дата может быть перенесена на воскресенье, или пятницу. Перед Перуновым днем празднуют семик (?).

Праздник замещен семиком и днем Ильи пророка. Содержание: семик - сговор Перуна и Дивы. День Ильи Пророка - свадьба Перуна на Диве и борьба с Чудой-Юдом Змеем Морским, освобождение коров и вод. Низвержение Велеса с неба. Воспоминание о победе Дажьбога над Перуном и Велесом и о том, как Дажьбог освобождал коров. В семик срывают венки - обряд посвящения девушек в женщины.

Перун лето кончает.

8 августа(?). Начало жатвы.

21 августа. День Стрибога. ( Клубок второй )

Замещен днем Мирона-Ветрогона.  Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.

28 августа. Успение Златогорки. ( Клубок одиннадцатый. ) Может быть перенесена на воскресенье и пятницу.

Замещен Успением Божьей Матери. Конец жатвы.

14 сентября. День Волха Змеевича. ( Клубок девятый. )

Замещен днем Симеона Столпника.

Начало охотничьего сезона.  Почитание Волха и Лели. Древние в это время начинали приготовления к военным походам.

22(23) сентября. Осеннее равноденствие. Поворот к зиме. Возможно, в этот день отмечалось первая встреча Дажьбога и Марены. ( Четырнадцатый клубок. ) Может быть, этот день, а не 1 марта, назывался Овсенем малым.

10 ноября. День Макоши. ( Клубок второй. ) Может быть перенесен на пятницу.

Замещен праздником Параскевы Пятницы. Также наложился на праздник Кузьмы-Демьяна ( 14 ноября ).

21 ноября день Сварога и Семаргла. ( Клубок первый и второй. ) Замещен праздником Михаила архангела.

9 декабря. День Дажьбога и Марены. Замещен "Юрием холодным".

Все даты в предлагаемом календаре приведены по новому стилю ( Григорианскому календарю ). Русь пережила несколько календарных реформ. Переход к Юлианскому календарю был совершен Петром Первым в 1700 году, Григорианский календарь был принят в 1918. В результате древние русские праздники, приуроченные к определенным астрономическим датам, были сдвинуты. Видимо, их следует праздновать не согласно церковному или гражданскому календарю, а согласно традиционному-астрономическому.

Календарные праздники - Новый год, начало осени, видимо, следует праздновать по современному календарю, то есть - 1 марта ( день Марены в таком случае следует передвинуть ) и 1 сентября.

Отмечались ли в Древней Руси праздники, связанные с пасхальным циклом, - неизвестно. По крайней мере, сохранились древнерусские имена у праздников, ныне связанных с Пасхой: Масленица, Красная Гора, Радуница.

Пасху отмечают в первый воскресный день после первого весеннего новолуния. Этот праздник приходится в 1993 году на 18 апреля, 1994 - 1 мая, 1995 - 23 апреля, 1996 - 14 апреля, 1997 - 27 апреля, 1998 - 19 апреля, 1999 - 11 апреля, 2000 - 30 апреля.

Масленицу ныне празднуют за семь недель до Пасхи. Красную гору - в воскресенье на светлой неделе, первой неделе после Пасхи. Радуницу ( древний Радогощ? ) - во вторник на фоминой неделе, второй неделе после Пасхи. Когда эти праздники отмечались в древности - неизвестно.

Сохранилось лишь упоминание об этих праздниках в Велесовой книге: "И первый святой - Коляда, а другие - Яр и Красная гора и Овсень великий и малый. И идут те святые, как муж от града до села огнищанского..." Известно также, что во время Радогоща ( дощечка III 22 ) поздней осенью, или зимой славяне вспоминали праотцов.

*  -  *  -  *

Приведем названия месяцев из славянских народных календарей ( в скобках названия из Велесовой книги ):

Январь: др. рус. - просинец, стужайло, укр. - сечень, белор. - студень, ( студич ).

Февраль: др. рус. - снежень, сечень, межень, лютень, бокогрей, укр. - лютий, белор. и поль. - лютый, ( ледич ).

Март: др. рус. - сухый, протальник, капельник, зимобор, березозол, белор. - соковик, ( лютич )

Апрель: др. рус. - березозол, снегогон, цветень, водолей, ручейник, белор. - красовик, ( белояр ).

Май: др. рус. - травень, травник, ярец, ( ладо ).

Июнь: др. рус. - кресень, изоккузнечик, червень, хлеборост, разноцвет, скопидом, укр. и белор. - червец, ( купало ).

Июль: др. рус. - червень, страдник, сенозарник, липец, грозовик, жарник, серпень, белор. и поль. - липень, литов. - лиепас, ( сенич ).

Август: др. рус. - жнивень, серпень, густырь, хлебосол, зарев, разносол, ( житнич ).

Сентябрь: др. рус. - вересень, хмурень, ревун, зоревик, белор. и укр. - вересень, листопадник, златоцвет, ( венич ).

Октябрь: др. рус. - позимник, листопад, грудень, грязник, желтень, укр. - жовтень, белор. - кастрычник, ( зернич ).

Ноябрь: др. рус. - грудень, листогной, полузимник, укр. и белор. - листопад, ( овсенич ).

Декабрь: др. рус. - студень, студный, стужайло, хмурень ( просич ).

Самые устойчивые названия: январь - студень, февраль - снежень, март - зимобор, апрель - березозол, май - травень, июнь - кресень, июль - червень, август - серпень, сентябрь - вересень, октябрь - желтень, ноябрь - грудень, декабрь - хмурень.

 

 
На главную
Древние верования
 
«Поделиться этой информацией с друзьями»

Данные кнопки помогают Вам быстро делиться интересными страницами в своих социальных сетяхи блогах. А также печатать, отправлять письмом и добавлять в закладки.

 
# ВКонтакте # Одноклассники # Facebook # Twitter # Google+ # Мой Мир@Mail.Ru # Отправить на email # Blogger # LiveJournal # МойКруг # В Кругу Друзей # Добавить в закладки # Google закладки # Яндекс.Закладки # Печатать #
Рекламный блок
 

 

Рейтинг@Mail.ru  
 
Яндекс.Метрика  
 
 
   
Copyright © Твой Храм. Все материалы расположенные на этом сайте предназначены для ознакомления.